top of page

Марианна Ханецкая

Не стало Анатолия Иосифовича... дяди Толи... Когда становишься студенткой консерватории, трудно переучиваться, отходить от этого домашнего, привычного с детства имени. Так и не привыкла окончательно, внешне-да, внутри же, про себя- все равно "дядя Толя Катц". Горько, что такой человек ушел. Счастье, что такой человек всегда был в моей жизни. Одно из детских воспоминаний, особенно прочно отложившихся в памяти, видимо, потому, что ситуация повторялась довольно часто. Застолье у нас дома, как всегда, полное веселья и потрясающих образных рассказов. И вот, после очередного взрыва хохота, в паузе ( а Анатолий Иосифович, как мхатовский актер, изумительно чувствовал паузу), Катц многозначительно говорит: "Анекдот.." И мама тут же выдворяет меня из комнаты. Анекдоты, как правило, были политические, дядя Толя знал их массу и всегда самых свежих. Я, конечно, прилипала ухом к двери, но Анатолий Иосифович никогда не повышал голос, и мне, к моему глубокому сожалению, ничего не удавалось расслышать. Я стала подростком, история повторялась, и после слова "анекдот" гости восклицали хором:"Марьяна, выйди!!!", но Анатолий Иосифович с улыбкой возражал: "Ничего, уже можно" Ну а потом... Потом наконец-то наставал тот счастливый момент, когда дядя Толя садился за рояль. Да, он потрясающе играл любую музыку по слуху и импровизировал, это было здорово, но всегда было еще что-то... Анатолий наполнял свою игру такой радостью и совершенно детским ощущением праздника, что невозможно было оставаться равнодушным. Когда я поступала в ассистентуру-стажировку по концертмейстерскому классу, для меня не стоял вопрос, в чей класс идти. Анатолий Иосифович был был не только прекрасным сольным исполнителем, но и признанным мастером ансамблевого музицирования. Благодарна судьбе, что мне удалось поучиться у такого прекрасного музыканта. Мы не всегда работали над программами детально, но Анатолий Иосифович умел несколькими фразами расставить такие верные смысловые акценты, что в произведении, где что-то "не выстраивалось", все сразу вставало на свои места. Когда уходит человек, принято говорить "Светлая память". Думаю, ни у кого Анатолий Иосифович Катц не смог бы оставить памяти иной. Ведь не случайно даже сейчас я улыбаюсь, думая о нем, прекрасном музыканте и теплом интеллигентном человеке с большим и добрым сердцем.


bottom of page