top of page

Nina Polonsky (Kaplan)

Я была студенткой Анатолия Иосифовича в 1967-1972гг. Хочу сказать совершенно искренне - это были незабываемые и ярчайшие годы моей жизни. А.И. был не только замечательным

педагогом и музыкантом,но и человеком необычайно разносторонней эрудиции и таланта. Если не ошибаюсь,в годы моей учебы он написал музыку к одному из первых своих спектаклей

для Театра Юного Зрителя в содружестве с Юлием Кимом; открыл клуб кинолюбителей, рассказывая о последних событиях в киноискусстве, не говоря уже об его участии в организации и исполнении самых разнообразных филармонических программ.

А.И. был настоящим интеллигентом,в полном смысле этого слова,очень скромным и с необыкновенно теплой душой. Ко всем студентам,независимо от возраста,он обращался на "Вы". Мы обожали его,ласково называя "Катцуля". Его дом всегда был открыт для всех. Мы очень любили собираться у него послушать музыку,поговорить о литературе и искусстве.

Именно от Катца я узнала имена Пастернака,Ахматовой,Цветаевой,Солженицына... А.И. не боялся давать нам читать их неизданные в СССР произведения,зная чем это ему грозит.

К сожалению,он поплатился за это. В 1971-72 - год моего окончания консерватории, началась волна преследования "самиздатчиков" - людей,читавших и перепечатавших запрещенную литературу. Эти люди,включая Катца,были цвет нашей саратовской интеллигенции. Катц пострадал одним из первых. Он был уволен из консерватории, т.к. будучи педагогом показывал "дурной пример" своим студентам. Я помню,все студенты были в шоке от такого решения,пробовали писать письма в защиту,обращались к юристу,но

бороться с советской системой в то время было бесполезно. Нас было двое выпускников в тот год - моя близкая подруга Лариса Фролова и я. Формально мы были переведены к другому педагогу, тем не менее А.И. продолжал заниматься с нами,готовя к выпускному экзамену и сольному концерту,прошедших с большим успехом. Много позже А.И. был восстановлен в Саратовской консерватории,которую без него было даже трудно себе представить.

После окончания консерватории мы встречались с А.И.к сожалению нечасто, потому что я уехала в Москву, а в 1990г. со всей семьей(мой муж-скрипач из первого состава оркестра "Виртуозы Москвы" с которым А.И. был знаком) переехала в США. Один раз,лет 15 тому назад, А.И. навестил нас в нашем доме в Америке. Мы провели замечательное время, вспоминали наши годы в Саратове. Я с гордостью представила моего любимого педагога нашим друзьям.

К сожалению,я не навещала свою родину с тех пор как мы уехали,но наши обе дочери(профессиональные музыканты) неоднократно бывали в России. Одна из них -пианистка Анна Полонская - была приглашена Катцем дать сольный концерт в Саратове, который состоялся в 2005г. Аня до сих пор вспоминает теплый прием,оказанный ей Анатолием Иосифовичем.

Я думаю, Саратов должен быть благодарен судьбе за то,что такой удивительный человек как Анатолий Катц жил и работал в этом городе, а мы,его студенты за то,что были его учениками.

Светлая и вечная память!

Нина Полонская(Каплан)


bottom of page